Введение с 2012-2013 учебного года комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
С 1 сентября 2012 -2013 учебного года в соответствии с приказами Минобрнауки России (от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»), предмет ОРКСЭ включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часов. Управлением образования на 2012-2013 учебный год в ОУ Северского района запланировано введение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 30 общеобразовательных учреждениях. Изучать вышеуказанный предмет будут 1139 ученика 4 – х классов. Преподавать будут 33 учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по ОПК и ОРКСЭ.
Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования:
в части I «Начальное общее образование. Основное общее образование»:
1. В разделе «Начальное общее образование, Общие положения»:
а)абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:
«Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики»;
б)дополнить абзацем семнадцатым следующего содержания:
«В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики”;
в)абзац семнадцатый считать абзацем восемнадцатым.
2. Дополнить разделом «Стандарт начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики» следующего содержания:
«Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовномму саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлени российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Россия – наша Родина.
Основы православной культуры.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культуры и религии. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравтвенности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искуство), православный календарь. Праздники, христианская семья и её ценности.
Основы исламской культуры.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад –образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь, Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искуство ислама.
Основы буддийской культуры.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы.Буддийские ритуалы. Буддийские священные сооружения.Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искуство в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначениесинагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Основы мировых религиозных культур.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искуство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношения к ним разных религий.