Единое образовательное пространство (обучение и воспитание): критерии образа будущего
Слайд №1
Добрый день уважаемые коллеги! Каждый год мы по традиции встречаемся с вами перед началом нового учебного года, подводим итоги прошлого и ставим перед нами задачи на новый год.
В начале своего выступления я бы хотела уважаемые коллеги начать с нововведений, которые нам предстоит реализовывать учебном году.
Слайд №2
На слайде перед Вами основные направления этой реализации.
С 1 сентября учащиеся в первых и пятых классах в обязательном порядке перейдут на новые образовательные стандарты.
На федеральном уровне разработаны единые рабочие программы, сформулированы методические рекомендации к календарно-тематическому планированию, контрольным работам, расписанию уроков.
Все российские школы с 2023 года будут подключены к федеральной государственной информационной системе «Моя школа». Это единый федеральный портал с доступом к образовательному контенту и сервисам, который реализуется в рамках внедрения цифровой образовательной среды. Главная цель внедрения цифровой образовательной среды — создать равные условия для получения качественного образования для всех обучающихся.
Слайд №3
Много нововведений в системе воспитания.
День знаний в 2022 году начнется с поднятия государственного флага РФ и исполнения государственного гимна нашей страны. Каждая учебная неделя будет начинаться и завершаться данным ритуалом.
С 1 сентября 2022 г. в школах вводится должность Советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в школах.
В новом учебном году в школах появятся классные часы «Разговоры о важном». На них с детьми будут говорить о ценностях российского общества.
В каждой школе должен функционировать спортивный клуб, школьный театр, школьный музей (уголок), для учащихся начальных классов Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» совместно с «Всероссийский детский центр «Орлёнок» разработана программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России», которая направлена на формирование социально значимых качеств личности обучающихся.
Как видите, современная стратегия российского образования базируется на достижении максимального единообразия, на равенстве обучения и воспитания и на комплексном подходе к организации деятельности школы через реализацию нового проекта "Школа Минпросвещения России".
В своем выступлении я бы хотела остановиться на основных направлениях системы образования нашего района.
Слайд №4
Воспитание.
Образованный человек, не всегда бывает воспитанным. Воспитанный человек, это в первую очередь любящий место, где родился. Это высокий патриотизм, гордость за свою страну. Это уважение культуры и традиций своего народа, уважение предков, сохранение накопленного ими опыта, сохранение памяти.
Именно поэтому в Краснодарском крае, и конечно в нашем районе на протяжении многих лет активно реализуется система воспитания казачьего образования.
Более 1000 детей нашего района объединяются в союз казачьей молодежи. Это не только школы, но и детские сады (ДОУ №21 и №15).
Более восьми с половиной тысяч детей нашего района объединяются в Российское движение школьников.
Слайд №5
Знание: качество и объективность
Основной целью деятельности учреждения является обеспечение условий эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Качественный процесс образования, это когда все факторы направлены на то, чтобы обеспечить эффективность в процессе получения знаний.
Слайд №6
Уважаемые коллеги! Прежде чем, мы начнем говорить о результатах освоения обучающимися образовательных программ я бы хотела напомнить вам портрет современного ученика.
Это учащийся, который способен не только получать готовую информацию от учителя, используя школьные учебники, но и самостоятельно извлекать информацию из других источников. Это продвинутый пользователь Интернет.
Современные дети сильно отличаются от нас в детстве. Хорошо это или плохо — судить сложно. Важно принять тот факт, что они просто другие. А это значит, что пытаться выстраивать с ними отношения по старым шаблонам абсолютно бесполезно.
Какими качествами должен обладать современный педагог, чтобы быть интересным и нужным этому поколению?
Уметь меняться
Уметь признавать свою неправоту
Работать над собой
Он уважает учеников
Он толерантен
Он не требует уважения, а завоёвывает.
Он тактичен
Он понимает, зачем стал педагогом
Есть ли в вашей команде такие педагоги? Если есть, то это значит ваш корабль на правильном пути!!!
Слайд №7
Раз мы уже заговорили об учителе, проведем анализ работы наших педагогических работников.
При средней нагрузке учителя в 21 час в неделю, средняя заработная плата учителя в школе за 7 месяцев этого года – 37628,39, при краевом показателе 34387.60 рублей. Это значит и результаты нашей работы должны быть выше краевых показателей.
Слайд №8
Самые высокие заработные платы у учителей в следующих школах – 8,11,21,37,36,59.
Перед вами показатели мотивирующего мониторинга. Это результат работы администрации школы и учителей предметников.
Школа №37 – заработная плата учителя 40090 рублей. Но в школе уже на протяжении нескольких лет учителя не подтверждают свою квалификационную категорию, не учувствуют в профессиональных конкурсах.
По результатам итоговой аттестации мы видим другую картину.
В школах 11, 21, 19, 32 все предметы сданы на бал ниже районного и краевого.
Слайд №9
В восьмой школе в 9 классе обучалось 12 человек. По математике 8 учащихся получили неудовлетворительную оценку (66,7 %).
В школе № 37 в 9 классе обучалось 3 человека по русскому языку из 3 учащихся один получил неудовлетворительную оценку (33,3 %). По результатам пересдачи ОГЭ по русскому языку в резервные дни не преодолели порог успешности (33,3%).
Слайд №10
На следующем слайде проведен анализ результатов сдачи экзаменов по каждой школе. Красным цветом обозначены школы в которых выпускники не получили высоких результатов.
Десять общеобразовательных организаций нашего района (школы 2,8,12,11, 21,23,32,36,45,лицей) вошли в число школ края с низкими результатами обучения.
Слайд №11
В 2022 году 47 выпускников нашего района 11 класса награждены медалью «За особые успехи в учении» (12.6%). По сравнению с предыдущим готом количество выпускников получивших медали уменьшилось, но 12 человек не набрали 70 баллов хотя бы по одному предмету. Эти школы вы видите на слайде.
По результатам основного государственного экзамена по состоянию на 30 июня из 1370 учащихся 9-х классов 356 не получили аттестат об основном общем образовании.
Уважаемые коллеги это результаты работы Ваших школьных команд.
Как вы объяснили родителям и детям, что после девяти лет учебы в школе они не получат документ об образовании.
Уже два года в нашем районе функционирует новая система оценки качества образования, задача которой объективное оценивание знаний учащихся. Тогда коллеги, почему у нас такие результаты?
Это значит, не налажена работа администрации школы по организации внутришкольного контроля за качеством образования.
Анализ заработной платы ваших заместителей директоров по учебно воспитательной работе показал, что в школах №4, 6, 11, 14, 36, 44, 45, лицей свыше 55000 рублей. Кроме своих функциональных обязанностей как заместителей директора, ваши коллеги работают классными руководителями, ведут более 9 часов. При такой нагрузке, о каком контроле можно вести речь?
Слайд №12
Один из показателей мотивирующего мониторинга – участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников. Доля участия наших учащихся 9-11 классов составляет 3,1 %, это ниже краевого показателя, эффективность участия 27,1. В 2022 году сократилось количество победителей и призеров регионального этапа. В 2021 году - 21, в 2022 – 19. Считаю, что одной из причин таких результатов является слабая организация работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
Мониторинг выбора предметов показывает, что самыми выбираемыми предметами являются обществознание, физика, информатика, химия и биология.
По результатам единого государственного экзамена, наш район в этом году в десятке лучших районов по краю по математике, физике и биологии. Это хороший показатель, который необходимо сохранить, а для этого необходима материально техническая база и организация профориентационной работы в школе.
Два учреждения повышенного уровня лицей поселка Афипского и гимназия станицы Азовской по всем сдаваемым предметам показали результаты выше краевого и районного уровней.
Слайд №13
По итогам государственной аттестации в районе 5 учащихся набрали 100 балов по предметам (гимназия – 3, лицей – 1, сош 36 -1).
Слайд №14
Творчество, это еще одно из направлений работы основным критерием, являются создание условий для реализации дополнительного образования, участия детей в олимпиадах и конкурсах.
В 16 школах нашего района школьные театры внесены в реестр. К первому сентября театры будут созданы во всех школах.
В 28 школах открыты школьные спортивные клубы, с общим охватом свыше 3800 человек.
Уважаемые коллеги!
Из всех способностей самая трудная и самая редкая - это умение управлять.
Лидерами системы образования не только районного, но и краевого уровней являются детские сады № 14, 15 и 21 и школы 49, 43
Слайд №15
Уже четвертый год подряд детский сад №15 является получателем гранта из федерального бюджета на оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям. Сад имеет краевой статус «Казачья образовательная организация.
Слайд №16,17
В детском саду № 14 открыта МИП «Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Грамотейка" социально-гуманитарной направленности», за последние 5 лет коллектив подготовил 9 победителей и лауреатов профессиональных конкурсов. Детский сад №21 имеет краевой статус «Казачья образовательная организация».
Слайд №18
В детских садах, начиная с 2014 года, практически полностью обновлена развивающая предметно-пространственная среда, для этого из краевого бюджета ежегодно выделяются средства на приобретение игрового, спортивного, интерактивного, мультимедийного и другого оборудования, необходимого для организации образовательного процесса с детьми. Всего за 9 лет было выделено около 50 млн. рублей.
На слайде представлена материально техническая база, позволяющая в полном объёме реализовывать новые стандарты в детском саду. На сегодняшний день практический во всех детских садах созданы условия для качественного образовательного процесса, а территории насыщены уличным игровым и спортивным оборудованием.
С 2020 года в районе резко снизилось количество дошкольников, а также родителей, которые изъявили желание определить своего ребёнка в детский сад.
Но, не смотря на это, в одни детские сады стоит очередь родителей желающих отдать своего ребёнка именно в этот детский сад, а в другой детский сад, находящийся в этом же населённом пункте, всегда имеются свободные места? Не всегда ответом на этот вопрос является территориальная близость, руководителям стоит почаще задавать себе и своему коллективу этот вопрос и пытаться на него ответить. Почему одни руководители могут грамотно выстроить эффективную работу всего коллектива, а других надо постоянно взбадривать? Такая же ситуация и в школах.
Слайд №19
Перед вами на слайде школа №49. За последние годы открыт кабинет предшкольной подготовки, переоборудован малый спортивный зал для занятия самбо, произведен ремонт актового зала, открыт центр «Точка роста», получен кабинет физики. В школьном музее открыта комната казачьего быта. Произведен ремонт в школьной столовой. Выполнены капитальные ремонты кровли, ограждения, электропроводки и спортивной площадки, произведен ремонт большого спортивного зала за счет спонсорских средств.
Школьный музей стал победителем всероссийского смотра-конкурса школьных краеведческих музеев.
Школа включена в список 200 лучших школ сельских образовательных организаций.
Слайд №20
Еще одна школа 43. Команда под руководством директора участвовала во Всероссийском конкурсе «Школа Рыбаков Фонда», выиграв гран-при в 1 млн рублей. На эти средства приобретено оборудование для кабинета профориентации и закуплен кабинет географии. В 2021 году школе присвоен статус краевой инновационной площадки. В этом же году признана Флагманом социально-экономического развития России и внесена в Общенациональный Реестр. Школа была участницей нового Всероссийского проекта «СберКласс» и представляла свой опыт работы на краевом уровне. Является победителем краевого конкурса «Система работы образовательной организации духовно-нравственного образования и воспитания».
На момент вступления в должность директором Николаенко Галины Сергеевны в образовательном учреждении обучалось 568 детей. Сегодня около 900 человек. Это тоже важный показатель, так как каждый родитель очень хочет, чтобы его ребенок учился в самой лучшей школе. Именно это они говорят, когда приходят к нам в управление образования за направлением.
Уважаемые коллеги, почему я говорю о руководителе, …….., думаю, всем понятно! Именно руководитель является флагманов своего корабля!!! Как повернёшь руль, так и поплывет Ваш корабль!!!
Перед вами пример учреждений, в которых руководители справились с самой трудной и самой редкой способностью - это умение управлять!!! Сюда хочется идти самой и со спокойной душой приглашать гостей, проверяющих. Здесь всегда уютно и комфортно!!!
Сегодня мы говорим с вами о нас, уважаемые коллеги и о том, как мы управляем своим кораблем. Каких результатов мы достигли и можем ли мы с уверенностью сказать, что к 2024 году по результатам мотивирующего мониторинга мы войдем в десятку лучших районов нашего края.
Важным показателем мотивирующего мониторинга являются создание условий для реализации образовательного процесса. Они представлены на слайде.
Слайд №21,22
Как видите условия разные…….
Слайд №23
При формировании бюджета на текущий год руководитель общеобразовательной организации устанавливает долю материальных затрат исходя из анализа материально технического обеспечения. В нашем районе доля материальных затрат в границах от 2,4 (СОШ №45) до 6,6 (лицей). Конечно, при доле 2,4% едва ли хватит на закупку учебников. Когда одни руководители поднимают вопрос о том, что не хватает средств на приобретение мебели, компьютерного оборудования, прохождения курсов учителями предметниками и даже на учебники, другие руководители при тех же условиях смогли подготовить учреждение к началу нового учебного года.
Коллеги!
Успех каждого ребенка, в целом школы зависит от педагогов. Сегодня в школах нашего района работают более 868 учителей. В школах работает 10% учителей пенсионного возраста. Проблема нехватки и обновления кадров по-прежнему актуальна. 3,9% вакансий. Особо остро не хватает учителей математики, физики, начальных классов, английского языка. По сравнению с предыдущим годом уменьшилось число вакантных мест, проблема нехватки и обновления кадров по-прежнему актуальна.
Определяющую роль в достижении поставленных перед системой образования задач играет, конечно, учитель, и не случайно 2023 год объявлен Президентом Годом педагога и наставника.
Профессиональное самоопределение, постоянная работа над собой в профессии, дают свои результаты.
В наше время для повышения профессионального уровня для учителя созданы все условия, это система повышения квалификации, участие в профессиональных конкурсах.
Слайд №24
На слайде вы видите, как учреждения по разному подходят к этому вопросу.
В одиннадцати школах нашего района (2,7,8,11,19,23,27,32,37,гимназия) высшую и первую квалификационные категории имеют менее 50% учителей.
В восьми школах (2,7,8,11,12,19,37,60) за три года не принял участие в педагогических конкурсах ни один педагог. В восьми школах (1,3,21,23,27,32,36,46) количество принявших участие от 1 до 3.
Считаю, что это результат работы руководителей учреждений!!!
Слайд №25
Уважаемые коллеги! Вчера все образовательные учреждения приняли участие в традиционном фестивале, на котором наши учреждения представляли систему образования нашего района.
К сожалению не все образовательные учреждения приняли активное участие. В новом учебном году всем образовательным учреждениям Северского района необходимо выстроить единое образовательное пространство для обучения и воспитания наших детей.
Образование - это отрасль, которая предполагает не просто необходимость идти в ногу со временем, а на несколько шагов его опережать. Без преувеличения, образование - это система проектирования будущего!
Объединяя усилия, мы повышаем эффективность совместной работы, что позволяет в системе решать поставленные амбициозные цели и сложные задачи.
Впереди – новый учебный год! От того, как мы его начнем, во многом зависит эффективность нашей дальнейшей деятельности. Поэтому в канун нового учебного года хочется пожелать вам здоровья, внутренней стойкости, профессиональной чуткости, оптимизма, удачи, а главное, удовлетворенности от результатов собственной работы!